Galina (graphos) wrote in ru_kundera,
Galina
graphos
ru_kundera

Легкость и тяжесть

Добрый день, уважаемые любители творчества Милана Кундеры! С удовольствием присоединяюсь к Сообществу и хочу поделиться одним соображением.
---
"...самое тяжкое бремя сокрушает нас... самое тяжкое бремя суть одновременно и образ самого сочного наполнения жизни. Чем тяжелее бремя, тем наша жизнь ближе к земле, тем она реальнее и правдивее.
И напротив, абсолютное отсутствие бремени ведет к тому, что человек делается легче воздуха, взмывает ввысь, удаляется от земли, от земного бытия, становится полуреальным, и его движения столь же свободны, сколь  бессмысленны..."
Это, конечно же, цитаты из книги "Невыносимая легкость бытия". На днях перечитывала книгу, захотелось пересмотреть заодно и коноленту. Фильм снят отлично, не оторваться. Льюс потрясающ. Бинош очаровательна. Олин чувственна. Но впервые заметила, что та самая "кундеровская" суть о легкости и тяжести в фильме понята режиссером иначе, нежели я ее уяснила для себя в процессе многократных прочнений этой книги.
Ход рассуждений ниже (прячу под кат, чтобы не нарушать гармонии постов сообщества).

Вся суть отношений Томаша и Терезы сводится к противостоянию сильный-слабый. Оно (противостояние) не так просто, как кажется на первый взгляд. Более слабая Тереза оказывается сильнее сильного Томаша. Ее сильная слабость тянет на собой слабую силу Томаша вниз по социальной лестнице и прочь от сложных политических и иных "тяжелых" проблем. Томаш сначала противостоит, затем повинуется и начинает следовать Терезе - от врача международного уровня до мойщика окон и сельского жителя.  
Сколько не думала о сути этих отношений, мне они представляются трагичными - это путь от тяжести и полноты жизни к легкости и бессмысленности. Меня больше всего поразила сцена "раскаяния" Терезы в конце книги, где она видит постаревшего Томаша, врача, руки которого уже никогда не смогут держать скальпель и понимает, что всю жизнь только и делала, что под предлогом проверить, любит ли он ее, тащила его за собой все ниже и ниже. И вот, дошла до самого края. А надо  было остаться в Швейцарии, где перед ним открылась бы новая жизнь и вообще тогда все было бы по-другому... Томаш, конечно, утверждает, что он счастлив, но в искренность его слов почему-то не верится. Мне просто Тереза кажется убедительнее.
В фильме не так. Так жизнь в деревне показана настоящим "раем любви", точка притяжения, где счастливы оба героя. Поэтому я в недоумении... 
Конечно, Кундера подчас так виртуозно и замысловато играет со своим читателем, его мыслями и разного рода резонансами - провоцирует гипертрофированным цинизмом, или "проверяет" описанием деталей, или преподносит просто загадку, слегка подменяя понятия - что заявить о всестороненем понимании его творчества было бы проявлением крайней степени самоуверенности. А мне такая крайность не свойственна, потому могу только размышлять и предполагать...
Итак, на ней - вина за сломанную жизнь Томаша, у него - горечь упущенных возможностей и понимание, что пути назад нет. На одной чаще - все это, на другой - Великая Любовь. Что перевесит? Кундера не говорит. Да и убивает в конечном итоге своих героев, наверное, для того, чтобы избежать ответа на этот вопрос.

Я для себя решила, что история Томаша и Терезы - трагедия, а вовсе не сказка со счастливым концом. Люблю оптимистов, но предпочитаю реализм. А режиссер увидел, что Любовь побеждает.

А Вы как думаете: Томаш + Тереза = трагедия или сказка со счастливым концом?
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments